Этой весной нам удалось поработать в районе губы Чупа в Белом море. Можно сказать, что здесь, в Кандалакшском заливе, весна, пожалуй, начинается с нереста сельди. Здесь, в основном, живет тихоокеанская сельдь, ее особая форма – егорьевская. Это уникальная популяция – из всех сельдей она самая холодолюбивая (или холодоустойчивая?) и начинает нереститься обычно еще при отрицательной температуре подо льдом, а ее икра развивается дольше, чем у других популяций тихоокеанской сельди – около 30-50 дней. Это относительно небольшие рыбы – чаще всего 15-20 сантиметров длиной. Интересно, что в ее геноме есть и гены атлантической сельди, которая, также может нереститься в Белом море, хотя это происходит очень редко – никто ее нереста не наблюдал. В Белом море сельдь вместе с колюшкой обитает в открытых водах и является ее конкурентом. Поэтому она для нас представляет особый интерес.
Пробы сельди мы обрабатываем чаще всего в условиях, которые лишь с натяжкой можно назвать назвать лабораторными. Но это – будни полевого ихтиолога (Дмитрий Таборский и коллега из СевПИНРО Алексей Безбородов).
А в этом году – дополнительная сложность – маски (Дмитрий Лайус).
Поскольку на одной особи мы анализируем много разных характеристик, мы их аккуратно нумеруем.
Обычно на морских макрофитах (фукоиды, зостера) в мае в этих довольно местах много икры седьди. Вот как выглядят типичные нерестилища «беломорки» сельди в губе Чупа. Но в этом году на нерест пришло мало сельди, и икры ее тоже, соответственно, мало. Впрочем, сельдь – короткоцикловая рыба, рано созревает, поэтому сильные колебания численности для нее очень характерны.
Сколько-то икры, конечно, есть и в этом году. Икра очень крепко прикрепляется к фукусам на литорали и может переносить периодическое обсыхание.
А это – мертвая, уже побелевшая икра в штормовых выбросах водорослей. И это довольно плотная кладка. Трудно сказать, откуда ее принесло, но совершенно точно, что это какие-близлежащие нерестилища, т.к. губа Чупа очень узкая. А значит, нерест все-таки был не такой плохой и должно получиться вполне полноценное следующее поколение сельди.
Орудия лова икра сельди может покрывать сплошным ковром – но не в этом году. Хотя сколько-то ее есть и здесь
Об этом говорит и достаточно большое количество личинок сельди в море. Вот здесь – улов ихтиопланктонной сети, через которую процежено 130 кубометров воды. Если присмотреться, можно насчитать здесь примерно десяток личинок сельди, которые видны по паре черных глаз.
И «беломорка» будет и дальше радовать местных рыболовов, которые ловят ее не только сетями, но и на удочку. Часто такие уловы бывают даже больше - в такое время на «горелой пристани» в Чупе собирается десятки рыбаков. И сейчас они ждут – когда же подойдет сельдь.
Об авторе