Ихтиологическая экспедиция на Белое море, март 2020 г.

Ихтиологическая экспедиция на Белое море, март 2020 г.

Читайте из первых уст о том, как прошла экспедиция наших коллег на Белое море в этом году!

Едем на машине, поскольку с собой везем «мотособаку» по имени Мотя и сани. Перед отъездом закупили в «Ленте» две телеги еды, чем, по-видимому, спровоцировали дальнейший ажиотажный спрос в магазинах.

Зима началась за Петрозаводском, и как началась! Буран заметал дорогу просто на глазах.

Еле добрались до мотеля в поселке Пушной. К утру фронт бурана прошел, дорогу расчистили, светило солнце – до Чупы долетели мигом. Дорога из Чупы на Чкаловск – расчищена после бурана, но едва 1,5 полосы – разъезжались с трудом.

А вот дорогу на Кереть никто не чистил и только одинокий след снегохода уходил вдаль! Экспедиция оказалась на грани провала! Но, тут подъехал директор УНБ «Беломорская» Михаил Бессонов на огромном Nissan Patrol и со словами «снег то свежий, пухляк – продавим» — двинул вперед. Мы, включив пониженную скорость, за ним. И действительно – продавили. Хотя и не без приключений. Снег перехлестывал через капот и забивал лобовое стекло, но щетки как то справлялись. Примерно 2 часа на 7 км и мы в Керети!

Все грузим на санный поезд и Мотя не торопясь тащит нас на о. Средний , где находится станция университета. В санях около 400 кг людей и груза. Вот так силен наш Мотя!

Пороги на р.Кереть – не замерзли (в правой части фото изображена бурлящая р. Кереть).

Первый выезд на лед. Мотя осторожно пробирается вдоль Лоцманской скалы. Толщина льда пока не понятна, поэтому вперед идет человек и бурит лунки каждые 100 м.

В целом лед оказался неплохим – от 30 до 40 см. Хотя для марта на Белом море это и меньше, чем обычно.

Основной научный материал, за которым приехали — сельдь. Поскольку по предыдущим экспедициям мы знаем, что колюшки поблизости зимой не бывает. Сети ставили в проливе между мысом Картеш и о. Кереть, на глубине около 60 м.

Усилия были не напрасны. Поймали и сельдь, и скатов, и мойву, и корюшку. Хотя сельди, конечно, было больше всего. Многие скаты поедены в сетке копшаками (бокоплавами).

Несколько дней лова, и научный план экспедиции практически выполнен.

Неожиданно трудным оказался сбор планктона на изотопный анализ. Чтобы собрать по чайной ложке планктона на глубинах 40-60 м и 0-10 м, пришлось больше 5 часов работать на льду и поднять более 60 планктонных сетей. Два человека в сумме вытянули примерно 4 км веревки. А ещё говорят, что работа планктонолога очень легкая!

Хотели также поработать напротив губы Летняя, и даже сумели туда один раз проехать. По дороге посетили местный ледопад.

Но! Сломался Мотя (лопнула цепь) и экспедиционные планы пришлось сократить.

Последние работы доделывали уже в пешеходном режиме.

Обратный путь был легким, асфальт чистым, правда, уезжали мы из Санкт-Петербурга, а возвращались уже в чумной Петроград.

Также в экспедиции принимали участие Д.В. Никишина, Н.Н. Шунатова, Томановские Д.и Н.

 

М.В. Иванов, Т.С. Иванова

Об авторе

administrator