Открытие полевого сезона – 2019

Открытие полевого сезона – 2019

Первый раз на Финском заливе

Поскольку в нашем проекте РНФ фигурирует не только Белое море, но и Балтийское, в этом году мы начали исследования на Финском заливе. По инсайдерской информации, сначала колюшка появляется на северном берегу (и вообще ее там больше), а потом уже на южном. Поэтому 16 мая в составе М. Иванов, Т. Иванова, А. Демчук и Д. Лайус мы отправились вдоль северного берега Финского залива. Сначала нам понравилась дорога к морю у деревни Ермилино. Побережье было типичным для залива – песчаные дюны и сосны. На песке было удобно готовить невод.

Песок уходил в воду, как бы приглашая искупаться, но вода была слишком холодной – градусов 5-6.

Первый же заброс невода в неведомых водах принес 2-3 десятка колюшек разного размера.

Интересно, что кроме колюшек, в улове (это уже во втором забросе) было еще довольно много песчанок – примерно таких же, как и на Белом море. Это было неожиданно в связи с тем, что соли в воде практически не чувствовалось, а песчанка – рыба морская.

Улов был, как обычно, отснят и зафиксирован. В целом, было видно, что колюшка к нересту еще совсем не готова – серебристая окраска, отсутствие больших брюшек у самок. Кроме того, в отличие от Белого моря, в уловах было довольно много молоди.

Следующая остановка была около Высоцка – самой дальней точки путешествия. Это уже Выборгский залив. Биотоп был здесь уже совершенно другой – темная вода и заросли тростника, камни, илистый песок.

Здесь было много красноперки разного размера, окуней, была густера, ротан-головешка и небольшая щучка, которая, очевидно, на всю эту рыбью мелочь охотилась. Щучка была сразу же после фотографирования отпущена. А вот колюшки здесь не было ни одной. Очевидно, в таких местах и в такой компании она себя чувствует неуютно.

На обратном пути мы взяли пробу в районе мыса Флотский на каменистом мелководье. Здесь колюшки оказалось даже больше, чем на первой станции – литра полтора, при этом характер пробы остался примерно таким же. Интересно, что среди рыб попались несколько вот таких особей. Этой болезни (или паразита) мы на Белом море не встречали ни разу.

На следующий день в том же составе, кроме Д. Лайуса, поехали по южному берегу залива. Вода, как и должно быть на юге, оказалась намного теплее — градусов 15.  Взяли пробы на 4 станциях (в районе Лебяжье, форт Красная горка, Копорский залив, западнее порта Усть- Луга на границе с Кургальским заказником). Биотопы – открытый берег с песчаными пляжами и крупными валунами, или тростники на песчаном мелководье, или песок с узкой полосой тростников вдоль берега. Колюшка была везде. Она была крупнее, многие особи были в брачном наряде, молоди было меньше. Все говорило о том, что нерест здесь начнется (или уже начался) раньше, чем на северном берегу. Кроме колюшки, было много (в целом больше, чем колюшки) другой рыбы, в основном карповых — плотвы, густеры, уклейки, пескаря, а также два ротана-головешки. При взятии бентосных проб попалась пескоройка.

В общем, наш первый опыт работы на Финском Заливе оказался успешным. Места красивые, рыбы много. В отличие от Белого моря – много, как и ожидалось – карповых. При этом, как и в Белом море, здесь оказалась песчанка, что было довольно неожиданно. Были собраны пробы на питание, для генетического анализа и анализа элементов, морфологической изменчивости. Этот выезд дал нам возможность лучше планировать работы на следующий год, которые мы планируем более обширными.

Д.Л. Лайус и М.В. Иванов (в машине по дороге на Белое море 30 мая 2019 г.).

Об авторе

administrator