Паразиты молоди: состав, возрастная динамика и пространственное распределение

Паразиты молоди: состав, возрастная динамика и пространственное распределение

Е.В. Рыбкина

Изменения численности колюшки влияют на другие компоненты экосистемы Белого моря, включая паразитов. В течение времени, проводимого в прибрежной зоне, колюшка может принимать участие в трансмиссии паразитов, жизненные циклы которых связаны с литоралью. Масштабы вовлечения ее как хозяина в этот процесс возрастают по мере увеличения численности колюшки. Одним из возможных показателей этого эффекта является зарегистрированное в последние годы увеличение встречаемости трематоды Podocotyle atomon в литоральных гастроподах Littorina saxatilis и L. obtusata, служащих первым промежуточным хозяином этого вида трематод (Levakin et al., 2013). Взрослые трематоды паразитируют в рыбах, включая колюшку, и считаются типичным паразитами молоди рыб в прибрежье (Полянский, 1955, Полянский и Шульман, 1956). С другой стороны, паразиты могут также влиять на численность колюшки, особенно когда последние достигают высоких значений.

Исследования паразитов трехиглой колюшки в Белом море начались в 1950-1960-х гг (Шульман и Шульман-Албова, 1953; Исаков, 1970). В этих работах был описан состав паразитов ограниченного числа взрослых колюшек и приведены данные о толерантности к солености для двух видов паразитов — Gyrodactylus spp. и Trichodina spp.  Интерес к соленостной толерантности паразитов был вызван эвригалинностью самого хозяина, ведь трехиглая колюшка – единственная рыба, которая может практически с тем же успехом не только жить, но и размножаться и с пресной, и в соленой воде.

Проходные колюшки за сезон мигрируют из соленой воды в пресную и обратно. Ввиду своего образа жизни, колюшки приобрели своих специфичных паразитов, встречающихся во всех водоемах, независимо от их режима. В Белом море из комплекса специфичных паразитов встречаются Gyrodactylus arcuatus, G. rarus, Thersitina gasterostei, Trichodina latispina, Sphaerospora elegans, Myxobylatus gasterostei, Proteoceohalus fillicollis, Glugea anomala  (Шульман, Шульман-Альбова, 1953). Л.С. Исаков (1970) проводил опыты на устойчивость некоторых специфичных эктопаразитов колюшки к изменениям солености. Из Сумской губы (соленость 16‰) колюшек помещали в пресную воду. Эктопаразиты Gyrodactylus arcuatus, Trichodina domerguei domerguei и Thersitina gasterostei впали в оцепенение, но 4 минуты спустя появились подвижные формы, а через 30-60 минут все они снова двигались. Повторная пересадка в морскую воду приводила к оцепенению паразитов всего на 4 минуты. В опытах Л.С. Исакова была показана эвригалинность эктопаразитов колюшки, никогда не бывавшей в море. Пресноводная колюшка из Ропшинского пруда была пересажена в воду с соленостью 6.6‰, 13‰, 26‰, Trichodina domerguei domerguei выжили в первых двух соленостях и погибли в 26‰. Однако, если последовательно помещать колюшек в воду с этими соленостями, то в 26‰ триходины выживают. Для эвригалинных колюшек – эвригалинные эктопаразиты! Для эндопаразитов, по-видимому, большую роль играет хорошая осморегуляторная способность организма колюшки, благодаря чему в нем сохраняется постоянный осмотический режим (Исаков, 1970).

В зависимости от того, в каких условиях живет колюшка, она дополнительно к своему специфическому комплексу паразитов приобретает ряд неспецифических морских и пресноводных паразитов. В Белом море это морские виды: трематоды Brachypchallus crenatus, Lecithaster gibbosus, Derogenes varicus, Podocotyle atomon, P. reflexa, Hemiurus levinseni, Cryptocotyle spp., цестоды Bothriocephalus scorpii, Scolex polymorphus, Pseudophyllidae gen sp., нематоды Anisakis sp., Contracoecum aduncum (Шульман, Шульман-Альбова, 1953; Рыбкина неопубликованные данные) и один пресноводный вид Diplostomulum spathaceum (Шульман, Шульман-Альбова, 1953). У колюшек, пойманных в реках, помимо пресноводных паразитов, находили и морских, что свидетельствует о недавнем заходе этих рыб из моря. Так в реке Вирма у колюшек нашли 6 морских видов (Шульман, Шульман-Альбова, 1953), а в приустьевой зоне реки Варзуга – 2 и реки Тулома – 5 (Митенев, Шульман, 2005).

Самыми распространенными паразитами у колюшки Белого моря в 1953 году были Gyrodactylus arcuatus, Trichodina latispina и Contracoecum aduncum (Шульман, Шульман-Альбова, 1953), в настоящее время наряду с этими паразитами высокая зараженность рыб трематодами Brachypchallus crenatus и Lecithaster gibbosus (Рыбкина, неопубликованные данные).

Хотя проводилось довольно много работ по паразитам пресноводной колюшки, которая широко используется как модельный объект (Kalbe et al., 2002; Poulin et al., 2011; Barber, 2013), данных по морским рыбам, особенно по молоди, очень мало (кроме уже приведенных работ – Балтике: Банина и Исаков, 1972; Valtonen et al., 2001; Zander, 2007).

Поскольку большинство паразитов заражают своих хозяев рыб через пищу (Marcogliese and Cone, 1997; Marcogliese, 2003; Poulin, 2007), информация о рационе хозяев чрезвычайно важна в паразитологических исследованиях. Абдель-Малек (1968), а позднее Демчук и др. (2015) описали питание молоди колюшки из Белого моря. Однако, одновременных исследований паразитов и питания до наших работ (Rybkina et al,. 2016) не проводилось.

У колюшек выражена забота о потомстве. Самец строит гнездо, и потом охраняет вылупившихся мальков. Тесный контакт взрослых самцов с молодью способствует очень раннему заражению последней паразитами. По данным Л. Исакова (1974) эктопаразитические простейшие (апиозомы и триходины) заражают личинок в первый же день после вылупления из икры. В губе Сельдяная самые маленькие из исследованных мальков 7 — 8.5 мм были уже заражены эктопаразитами (Gyrodactylus arcuatus, Trichodina sp.) и метацеркариями Cryptocotyle spp., однако в целом зараженность низкая – 43% мальков были заражены, из них половина одним видом (даже экземпляром) паразита, а половина двумя видами (по одному экземпляру каждого вида) (Rybkina et. al., 2016). Мальки 9-11 мм начинают активно питаться и приобретают паразитов со сложным жизненным циклом, передающихся по пищевым цепям (Rybkina et. al., 2016). У молоди этого размера было четыре — пять видов (экстенсивность — 100%). В дальнейшем имеет место быстрое увеличение числа видов и ускоренное нарастание численности паразитов, и паразитофауна мальков практически не отличается от паразитофауны взрослых рыб. У молоди 12-30 мм было обнаружено 12 видов паразитов (экстенсивность — 100%).

Важно отметить, что по мере роста колюшки копеподы играют все большую роль в их рационе, и зараженность трематодами и цестодами соответственно возрастает.

Поскольку обилие и разнообразие паразитов обычно положительно коррелируют с численность хозяина (Poulin, 2007), мы можем ожидать дальнейшего увеличения числа и разнообразия паразитов у колюшки Белого моря.

 Публикации:

Rybkina E.V., Demchuk A.S.  Lajus D.L. Ivanova T.S.  Ivanov M.V.  Galaktionov K.V.2016. Dynamics of parasite community during early ontogenesis of marine threespine stickleback, Gasterosteus aculeatus. Evolutionary ecology research 17 (3): 335-354. http://evolutionaryecology.

Об авторе

administrator