Долговременная динамика

Долговременная динамика

Д.Л. Лайус, Т.С .Иванова

Долговременные изменения численности трехиглой колюшки в Белом море. График построен на основе количественной интерпретации архивных и литературных данных (1880—2007), а также на результатах собственных сборов начиная с 2006 г. Светлым обозначены интервалы, для которых данные отсутствуют (из Лайус и др. 2013).

Многолетние изменения численности колюшки в Белом море, видимые «невооруженным глазом» явились основной причиной начала этого проекта. Один из авторов этого очерка попал впервые на Белое море в июне 1980 г, предварительно начитавшись первой части четвертого тома издания «Жизнь животных». Согласно этой замечательной книге, именно в этот сезон у берегов должно быть огромное количество колюшки. Но колюшки здесь совсем не оказалось. Только потом, сачком, удавалось изредка ловить здесь эту рыбку.

О колюшке надолго забылось. Точнее, на двадцать лет. Через двадцать лет численность колюшки стала стремительно возрастать, пока ее не стало больше, чем всех других рыб. Из редкой рыбы она за несколько лет превратилась в наиболее многочисленную во всем море. Что вызвало такие «волны жизни», и как они сказываются на всей экосистеме? Не может ли изучение этой небольшой рыбки помочь понять механизмы долговременных изменений в морских экосистемах, которые далеко не всегда нам понятны? А рыбка эта замечательная, на ней проведено много разных работ и ее иногда даже называют «супермоделью». Думается, что это очень хорошее сочетание для экологического проекта – когда модельный вид играет еще и важнейшую роль в экосистеме.

Масштабы изменения численности трехиглой колюшки в Белом море действительно удивительны. Интересно, что тони оказались неожиданностью даже для известных ученых-ихтиологов, в частности, для Т.С. Расса, который и писал очерк о колюшке в том самом четвертом томе «Жизни животных». Только потом мы выяснили, что Т.С. Расс писал этот очерк на основании свидетельств начала 1930-х гг, которые были очень богаты колюшкой. Представить себе, что численность колюшки может меняется столь значительно, не мог даже ихтиолог, посвятивший изучению рыб всю свою долгую жизнь (в 1971 г Т.С Рассу было 67 лет).

Сейчас, судя по нашим исследованиям в разных районах Белого моря, 95 % всех рыб в июне в прибрежной части Белого моря – это трехиглая колюшка. Конечно, в другие сезоны эта цифра может быть меньше, а вне летнего сезона у берегов она равна практически нулю. Кроме того, рыбы в Белом море живут не только в прибрежной зоне. Однако, при всех «но», эта цифра достаточно показательна. Очевидно, что трехиглая колюшка в настоящее время является в Белом море одним из доминирующих видов. Важно отметить еще и то, что колюшка в трофических цепях моря занимает место между зоопланктоном и хищниками. Это место она делит с сельдью – которая, скорее всего, занимает в Белом море первое место по биомассе среди рыб. Колюшка и сельдь образуют «осиную талию» беломорской экосистемы, поскольку и нижний уровень – зоопланктон, и верхний – хищные рыбы и птицы (а возможно, и млекопитающие, например, тюлени), более многочисленны в отношении количества видов. «Осиная талия», поэтому, контролирует основную долю потока вещества и энергии в экосистеме. А это означает, что любые изменения численности колюшки не могут не сказываться на изменениях всей морской экосистемы. Поэтому изучение механизмов динамики численности колюшки позволят нам лучше понять, что происходит не только в популяции этого вида, но и во всей экосистеме Белого моря.

Хотя специально никто не изучал динамику численности колюшки в Белом море, ввиду того, что этот вид не имеет существенной коммерческой ценности, колюшка очень заметный вид, особенно во время нерестовых подходов. Поэтому информация в литературе об этом виде – не только в сугубо научной, но и художественной, довольно значительна. Это позволило нам приблизительно описать популяционную динамику колюшки в Белом море. Первые данные о лове колюшки были приведены И.К. Тарнани (1891 г), который писал о том, что колюшку ловят в Соловецком монастыре, причем ловят сельдяными неводами, т.е. примерно так, как показано на иконе начала 18го века.

Но больше всего исторической информации у нас имеется, пожалуй, для начала 1930-х гг в связи с тем, что в то время колюшки в Белом море было очень много.  Об этом писал ихтиолог В.В. Чернавин в книге «Записки вредителя», написанной в 1933, но изданной в только в 1999 г, в которой описывается история его побега из СССР в Финляндию в 1932 г, для чего он имитировал поиски «рыбных» (в отношении колюшки) мест недалеко от финской границы. Но, будучи профессиональным ихтиологом, Чернавин не забыл и привести данные, которые помогли нам оценить количество колюшки в то время количественно: «Колюшка шла бесконечной лентой из моря и стояла сплошной массой у всех берегов… Наш пятидесятиметровый неводок в 15—20 минут давал улов больше тонны». В это же время о тех же районах очень похоже писал А. Вебель (его фразу цитировал Т.С. Расс в «Жизни Животных»): «Вдоль всей этой береговой линии немедленно вслед за уходом льда наблюдается массовый подход колюшки к берегам. В некоторых местах вода буквально чернеет от сплошной массы рыбок, толпящихся у берега. В течение 10—12 дней небольшим тягловым неводком (с ячеей в 6—7 мм и обметом в 40 м) можно выловить почти без труда по тонне рыбы в течение не более получаса». Но даже по таким данным не очень просто установить, сколько же именно было в то время колюшки в море. Для этого мы провели специальные полевые исследования, имитируя промысел колюшки.

Если коротко, до 1930х гг ее численность, видимо, была на среднем для моря уровне. В начале 1930х гг ученые отмечали, что ее численность достигала «чудовищных» величин. К концу 1960-х гг она почти исчезла, дав только небольшой подъем численности в начале-середине 1970-хх, и практически не отмечалась до конца 1990-х гг. Хотя как вид она в Белом море, конечно, была, изредка попадаясь при ловле рыб летом в прибрежье. И с конца 1990х до примерно конца-середины 2000х отмечался быстрый рост популяции. Наблюдения последних лет показывают, что в нынешнее время численность колюшки испытывает флуктуации без очевидного тренда.

Публикации:

Lajus, D., Ivanova, T., Rybkina, E., Lajus, J., and Ivanov, M. Multidecadal fluctuations of threespine stickleback in the White Sea and their correlation with temperature. – ICES Journal of Marine Science, doi:10.1093/icesjms/fsaa192.

Лайус Д.Л., Иванова Т.С., Шатских Е.В., Иванов М.В.  2013.  «Волны жизни» беломорской колюшки.  Природа, 4: 43-52.  http://ras.ru/publishing/nature.aspx

Об авторе

administrator